26 мая т.г. пресс-службы Минприроды России выпустило сообщение «Минприроды России подведены предварительные итоги реализации Стратегии развития охотничьего хозяйства в 2021 году»:
«Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России подготовлен доклад о реализации отраслевого документа стратегического планирования – Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года.
В документе, размещенном на сайте Минприроды России, представлены показатели реализации Стратегии в 2021 году, а также оценка эффективности действующих мер государственного регулирования в сфере охоты. Кроме того, приведен анализ факторов, повлиявших на ход реализации отраслевого документа…»
Подробнее:
Пресс-релиз https://vk.cc/cdZE9I
Доклад https://vk.cc/cdZEcR
Изучив сам Доклад «О реализации отраслевого документа стратегического планирования – Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 1216-р» можно сделать следующие выводы.
- По мнению Минприроды показателей Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года показали положительную динамику и выполнены на 55,6%:
— доля видов охотничьих животных (в том числе широко мигрирующих), учет численности которых ведется в рамках государственного и международного мониторинга охотничьих животных и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих животных, обитающих на территории Российской Федерации в целом, а также на территориях субъектов Российской Федерации – 51,1%;
— доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, в отношении которых вынесены постановления о привлечении к административной и уголовной ответственности, в общем количестве выявленных нарушений – 90%;
— индекс численности пушных животных (отношение численности пушных животных по окончании охотничьего сезона в текущем году к их численности по окончании охотничьего сезона 2012/13 года) по таким видам охотничьих животных, как волк, шакал, енотовидная собака, лисица и американская норка – 92,98%;
— индекс численности охотничьих животных в охотничьих хозяйствах (отношение численности охотничьих животных по окончании охотничьего сезона в текущем году к их численности по окончании охотничьего сезона 2012/13 года) по таким видам диких животных, как лось, кабан, косули, благородный олень, дикий северный олень, соболь и бурый медведь – 122,74%;
— отношение фактической добычи охотничьих животных к установленным лимитам их добычи по таким видам охотничьих животных, как лось, косули, благородный олень, дикий северный олень, соболь и бурый медведь – 56,25%;
— отношение фактической добычи охотничьих животных к установленным лимитам их добычи по таким видам охотничьих животных, как лось, косули, благородный олень, дикий северный олень, соболь и бурый медведь – 36,5%;
— показатель фактической численности охотничьих животных в сравнении с их потенциальной (соответствующей экологической емкости среды обитания) численностью (в сравнении с базовым 2013 годом) – 23,36%;
— численность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства (в сравнении с базовым 2013 годом) – 101,41%;
— численность работников, занятых в сфере охотничьего хозяйства (в сравнении с базовым 2013 годом) – 134,79%.
Однако из девяти целевых показателей достигнуты, согласно Докладу, пять (55,6%), а по факту только три больше 100%. При этом ценность этих показателей для развития охотничьего хозяйства сомнительна.
2. В качестве оценки эффективности действующих мер государственного регулирования приводятся два десятка законодательных, правительственных и министерских правовых актов за 2021г.
Примечательно, что часть из них чисто технические, а их количество и содержание зачастую вводит в заблуждение охотпользователей и только вредит регулированию.
Итоги реализации мероприятий, предусмотренных отраслевым документом, по мнению Минприроды, «выполнено частично». Под итогами понималось ввод в действие Единого информационного федерального центра, осуществляющего мониторинг охотничьих животных и среды их обитания, ведения кадастра диких животных и кадастра охотничьих угодий в формате многоуровневой геоинформационной системы, предусматривающей оперативный анализ поступающих сведений со всей территории Российской Федерации и последующее предоставление этих данных заинтересованным лицам.
Т.е. федеральная информационная система мониторинга введена не будет, а причиной невыполнения назван отказ Минфина в дополнительном финансировании этих работ.
3. Факторами, повлиявшими на реализацию Стратегии, названы:
— сокращение финансирования субъектами Российской Федерации мероприятий по осуществлению переданных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
— природно-климатические факторы (длительные периоды низких температур в зимний период, высота снежного покрова), способствующие как снижению численности основных видов охотничьих ресурсов, так и затрудняющие их добычу;
— проведение мероприятий по регулированию численности кабана в целях предупреждения африканской чумы свиней, влекущие за собой снижение его численности и увеличение добычи иных видов охотничьих ресурсов.
Т.е. в срыве реализации Стратегии виноваты: жадные регионы (почему-то сократившие финансирование навязанных федеральных (!) полномочий); плохая погода (!?); АЧС (как всегда).
Предложений по совершенствованию мер госрегулирования у Минприроды не оказалось. Сама Стратегия развития охотничьего хозяйства, а равно её мероприятия и показатели – “в корректировке не нуждаются”.